МБОУ «Далековская средняя школа им. Демуса Б.А.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Далековская средняя школа имени Демуса Бориса Андреевича» муниципального образования Черноморский район Республики Крым

Функциональная грамотность. Международные исследования в формате PISA 4.pptx
Отчет о деятельности региональной инновационной площадки по формированию функциональной грамотности 2022-2023 учебный год.pdf

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

Формирование функциональной грамотности - одна из основных задач ФГОС.pdf

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая  грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

​​1.Читательская грамотность

​Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

​2.Естественно-научная грамотность​

​Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями

3.Математическая грамотность​

​Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты

​4.Финансовая грамотность​

​совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

​5.Креативное мышление

​способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

​6.Глобальные компетенции

​сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​

 

Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности

Международные сравнительные исследования в области образования показывают, что российские школьники сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реалиям. В связи с этим, одной из задач учительского профессионального сообщества ставится формирование и оценка способности применять полученные в процессе обучения знания для решения учебных и практических задач – формированию функциональной грамотности. Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество.

Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

Естественнонаучная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.

Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.

Глобальная компетентность рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность — человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Под креативным мышлением понимают способность к продуктивному творческому подходу.

Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.

Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать обучающимся нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.

Наличие контекста является важным условием задания на формирование и оценку функциональной грамотности. Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни.

Повышение уровня функциональной грамотности школьников может быть обеспечена успешной реализацией ФГОС, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если процесс обучения идет как процесс решения обучающимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.

Функциональная грамотность как уровень образованности современного школьника.pdf
Кейсы по естественно-научной грамотности версия 2.pdf
Кейсы по математической грамотности.pdf
Кейсы по читательской грамотности.pdf

Нормативно-правовые акты

Отчет о деятельности региональной инновационной площадки по формированию функциональной грамотности 2022-2023 учебный год.pdf
Календарный план РИП Функциональная грамотность как приоритетное направление развития образования в Республике Крым 2022-2025 годы в МБОУ Далековская средняя школа им Демуса Б.А..pdf
План мероприятий по развитию функциональной грамотности обучающихся в 2023-2024 у.г..pdf
Приказ МБОУ от 16.06.2023 №243 Об организации работы по развитию функциональной грамотности в 2023-2024 у.г..pdf
Отчет Неделя функциональной грамотности 2023 3 этап.pdf
Отчет о деятельности региональной инновационной площадки по формированию функциональной грамотности 2023-2024 учебный год
Приказ№287 от 09.08.2024 Об организации работы по развитию функциональной грамотности в 2024-2025 у.г..pdf
План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся в 2024-2025 у.г..pdf

Методические семинары

Мастер-класс Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры.pdf
Мастер-класс Развитие функциональной грамотности на уроках ОБЖ.pdf

Лучшие педагогические практики внедрения функциональной грамотности

Презентация Функциональная грамотность - новая модель школьного образования.pdf
Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка.pdf
Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся на уроках ИЗО. Глобальные компетенции.pdf
Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся на уроках биологии. Естественно-научная грамотность.pdf
Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся на уроках ОБЖ. Читательская грамотность.pdf
Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка.pdf
Презентация к уроку по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка в 9 классе.pdf
Материал по формированию навыков функциональной грамотности на уроках русского языка в 9 классе.pdf
Конспект урока _Логические задачи о _мудрецах_,лжецах и тех, кто всегда говорит правду_.pdf
Пять_простых_правил_Презентация_Осень_2024_111124.pdf
Открытый урок по функциональной грамотности _Кто такие звери__ 1 класс.pdf
funktsionalnaya_gramotnost_pro_kurochku_ryabu_1_klass.pdf

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся: 

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление https://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;

Банк
 заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы) https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-
yestestvennonauchnoy-gramotnosti;

Банк
 заданий для оценки функциональной грамотности для обучающихся и учителей https://fg.resh.edu.ru/

Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

Учителя
 и обучающиеся имеют возможность зарегистрироваться в Российской Электронной Школе (РЭШ) по ссылке https://fg.resh.edu.ru/ и использовать эту учетную запись в работе с электронным банком заданий.

Полная информация по ФГ : https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm

 

Навигация
Контакты
© ООО “OxDev”. Все права защищены.

    Наш сайт нуждается в файлах Cookie

    Этот сайт использует cookie-файлы и другие технологии для улучшения его работы. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов